+7(495) 221-21-76
Адреса магазинов
на карте
Режим работы:
пн-пт 9:00 - 19:00
сб      9:00 - 18:00
Мы в социальных сетях:
+7(495) 221-21-76

+7(985) 570-26-52
Адреса магазинов
на карте
Режим работы:
пн-пт 9:00 - 19:00
сб      9:00 - 18:00
 
 
 

Каталог

 
Восковая Мастика VICI
 

Статьи Все статьи

 





 
 

История паркета

 
Использовать дерево для устройства полов в жилых помещениях люди начали ещё с незапамятных времён. Оно и понятно: легкодоступная, простая в обработке древесина отличается, прежде всего, такой отличительной особенностью в эксплуатации, как превосходная теплоизоляция, что для, например, народов, проживающих в регионах с холодным климатом, всегда было особенно принципиальным моментом. Первоначально, конечно, речи о паркете или даже о каком-то подобии его не шло. Расколотыми по длине брёвнами застилали полы в помещении, укладывая их либо просто на землю, либо фиксируя деревянными же гвоздями к балкам в уже более поздние времена. Но развитие технологий, а также различные культурно-исторические аспекты быта народов привели к тому результату, который имеем мы на сегодняшний день: богатейшая традиция укладки обработанного бесчисленными методами и произведённого на высокотехнологическом оборудовании паркета. Дорога от разрезанного пополам бревна в шаткой деревянной постройке до высокохудожественного паркета с применением многих ценных, в том числе экзотических, пород древесины во дворцах, а ныне и в обычных квартирах, не была короткой. И история эта крайне познавательна.
 
Само слово «паркет» пришло в русский язык из языка французского, в котором оно выглядело и до сих пор выглядит как «parquet». Слово «parquet», в свою очередь, является уменьшительной формой от «pare», произошедшего от латинского слова «parcus», означавшего «помост» или «отгороженное место». Примечательно при этом, что в XVI-XVII вв. во Франции словом «parquet» обозначалась часть зала, огороженная и застеленная ковром и использовавшаяся для проведения аудиенций. Во 2-ой пол. XVII в. ковёр заменили на деревянный настил из брусков ценных пород дерева. Таким образом, слово приобрело свой сегодняшний смысл.
 
Несмотря на то, что сам термин «паркет» оформился лишь в XVII веке, паркет как явление появляется в Европе уже начиная с начала XIV в. В то время Европа переживала расцвет готического искусства, для которого было характерно стремление к величию, богатому убранству объёмных пространств с большим количеством света и различных цветов. Полы в торжественных залах для приемов в домах и дворцах высшей знати уже не могли более застилаться просто строгаными скучными серыми досками, которые лежали в большинстве жилых помещений того времени. Требовалось новое решение в духе наступившей эпохи. И оно появилось: полы начинают выстилаться кусочками дерева геометрических форм разного цвета и породы. Выкладывая их в различной последовательности, мастера добивались поражающих на тот момент своей красотой орнаментов и рисунков. В итоге получались эдакие ковры из дерева, восхищавшие жителей того времени своей торжественностью и новизной. Постепенно устройство полов подобного типа становится традицией и прочно входит в отделку всех дворцов и домов высшей знати Средневековой Европы, в особенности во Франции. 
 
В России, стране с холодным климатом и огромным количеством лесов, зарождение культуры паркета было лишь вопросом времени. И вот уже в XVI веке на Руси в качестве напольного покрытия начинают использоваться так называемые «дубовые кирпичи». Вырезанные из массива дуба бруски, по форме походящие на кирпичи, укладывали непосредственно на глинобитные полы (позже – на основание из древесины сосны), заливая щели на стыках смесью извести и смолы. Бруски выкладывались в форме ёлочки, а укладка именовалась «косящатой». Подобная технология была применена в своё время при устройстве полов в храме Василия Блаженного и Донском монастыре в Москве, а также в Дмитриевском соборе во Владимире.
 
Тем не менее, становление культуры паркета в России всё же прочно связано с именем Петра I. После своего очередного визита в Европу царь привёз из Германии целый цех краснодеревщиков для передачи «заморских» технологий деревообработки русским мастерам. При этом традиции резки по дереву и металлу на Руси в тот период времени уже были на достаточно высоком уровне и передавались из поколения в поколения опытными мастерами. Лучшие из них трудились в Оружейной палате в московском Кремле. В 1711 г. Пётр I закрывает московские мастерские и переводит всех резчиков на корабельные верфи в Санкт-Петербург, сосредотачивая так весь технический потенциал государства в одном месте. В дальнейшем эти трудовые резервы будут отправлены на устройство паркетных полов в нововозведённых дворцах столицы. Таким образом, сочетание европейского опыта производства и укладки паркетных полов из геометрических плашек одного размера и разных пород, с русской школой резьбы по дереву, даёт в итоге превосходный результат и выводит паркетное ремесло в России на новый уровень. Это был Золотой век паркета в России: благодаря огромному объёму работ быстро осваивались новые технологии укладки, для изготовления паркета начали применяться новые породы древесины, общее количество которых достигало пятидесяти.
 
На протяжении XVIII-XIX вв. традиции производства и укладки паркета получают своё дальнейшее развитие. Во многом это связано с деятельностью целой плеяды итальянских архитекторов: Кваренги, Растрелли, Ринальди, Росси. Именно благодаря им появились в Санкт-Петербурге многочисленные здания институтов и академий, дворцов и театров, в абсолютном большинстве которых укладывался деревянный паркет. Стоит отметить, что именно в этот период паркет переходит из разряда ремесла в разряд искусства, что подчёркивалось неизменно ручным способом изготовления паркета.
На рубеже XIX-XX вв., следуя веяниям эпохи индустриализации, в России открывается значительное количество фабричных производств деревянного паркета. С каждым годом количество предприятий растёт, увеличивается количество регионов присутствия. И вот на 1914 год в нашей стране насчитывается уже 85 подобных производств. Именно с этого момента стоит говорить о массовом внедрении паркета в сферу жилищного строительства и паркет на несколько из сферы искусства полностью возвращается в сферу ремесла десятилетий. Тому способствовала и Октябрьская революция 1917 года, по вполне понятным причинам уничтожившая спрос на дорогостоящий высокохудожественный паркет. На первое место с этого времени выходит производство простого, унифицированного штучного паркета из дуба, ясеня и клёна, который миллионами квадратных метров укладывался при домостроении на территории всего СССР. Образцы же художественного паркета можно было встретить преимущественно в музеях или в представительских государственных помещениях.
 
Вплоть до середины XX века специалисты по производству художественного паркета работают только в сфере реставрации уже существующих покрытий. Однако уже с 1950-х гг. интерес к дворцовому паркету снова оживает. Это связано со строительством, отделкой и вводом в эксплуатацию московских сталинских высоток.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию начала 1990-х гг. в России в полном объёме начинают возрождаться традиции производства и укладки художественного паркета. Открываются предприятия полного цикла, включающего в себя как производство, так и реализацию продукции. Наиболее крупные и надёжные из них работают и до сих пор. 
 
После периода первичного накопления капитала появилось множество заказчиков, готовых внести в интерьер своего жилища элементы дворцового убранства, подчёркивающие социальный статус хозяина дома. С ростом благосостояния населения страны подобное элитное напольное покрытие становится всё доступнее. На сегодняшний день великолепные образцы художественного паркета можно встретить во многих, даже небольших типовых квартирах. Стоит отметить, что спрос на стандартный штучный паркет также переживает бурный рост. Это связано не только с выросшими финансовыми возможностями населения по сравнению с началом 90-х гг., но и с кардинально изменившимся качеством производимой продукции в нашей стране. Это стало возможным благодаря повсеместному внедрению высококачественного деревообрабатывающего оборудования ведущих европейских и мировых производителей. Не стоит на месте и индустрия паркетной химии: на сегодняшний день на российском рынке представлены все крупнейшие мировые производители с широчайшим ассортиментом продукции.