Искусственное старение древесины.
Старинные вещи как элемент декора всегда приковывали внимание дизайнеров. Отпечаток времени на общей концепции интерьера придает ему значительную долю романтизма, изысканности и некоторой оторванности от стремительной, бурлящей повседневности, создавая атмосферу безмятежности и уюта. Стиль «винтаж» призван показать, что хозяева помещения, будучи людьми притязательными к окружающему их пространству, обладают тонким вкусом и предпочитают тёплый уют старины, нежели расчётливо холодный стиль «хайтек».
Актуальность данного тренда сложно переоценить. Как сложно переоценить и его влияние на индустрию деревянных напольных покрытий: практически каждый производитель имеет в своем ассортименте несколько дизайнов, а то и целых коллекций, созданных с применением технологии искусственного старения древесины. Наряду с этим на сегодняшний день среди мастеров по обработке древесины существует особый тип специалистов, работающих в области искусственного состаривания деревянных напольных покрытий вручную при помощи инструментов и специальных технологий.
Можно выделить несколько основных способов воздействия на деревянное покрытие с целью придания ему внешнего вида старых полов с особым шармом.
БРАШИРОВАНИЕ. У некоторых пород деревьев плотность волокон значительно различается между собой и если обратить внимание на старые изношенные полы из, например, дуба или лиственницы, то можно заметить, что вследствие длительной эксплуатации мягкие волокна как бы выскоблены с поверхности бесчисленными шагами прошедших по поверхности людей. Оставшиеся твёрдые волокна образуют рельефную структурированную поверхность с ярко выраженными годовыми кольцами. Подобный эффект чрезвычайно эффективно подчеркивает природную натуральную сущность такого отделочного материала как дерево. Чтобы не ждать естественного результата в течение нескольких десятилетий, применяется метод брашировки деревянной поверхности. Он заключается в равномерной обработке покрытия металлическими щётками определённой жёсткости, которые удаляя мягкие волокна, оставляют поверхность текстурированной как на вид, так и на ощупь. Подобный вид обработки может происходить как в заводских условиях, так и в ручную при условии достаточной квалификации специалиста и наличия специального оборудования.
ТОНИРОВКА. Нанесение цветных морилок или масел на поверхность паркета даёт значительный простор для дизайнеров при искусственном старении древесины. Так, например, после процедуры браширования появляется возможность окрасить древесину в один цвет, а открытые поры – в другой. Данная техника носит название «патинирование». Тонировка также дает возможность визуально состарить поверхность паркета, придав ей более глубокий, «потемневший с годами от воздействия солнечных лучей» цвет. Особенно часто данная технология применяется при обработке паркета из дуба и ясеня. В сочетании с другими технологиями искусственного старения древесины, тонировка даёт отличный эффект антикварного пола.
ИМИТАЦИЯ СЛЕДОВ ЖУКА-КОРОЕДА. В нашем подсознании присутствует крепкая связь между действительно старой деревянной мебелью, полами, элементами строительных конструкций (балки, наличники, подпорки и т.д.) и следами повреждений от жизнедеятельности такого насекомого, как жук-короед. В стремлении доподлинно воссоздать вид старинного дерева дизайнеры взяли этот эффект на вооружение и активно используют его в процессе искусственного старения древесины. Данная обработка производится исключительно вручную и требует высоких профессиональных навыков. Качественно воссозданные замысловатые ходы жука-короеда наряду с тонировкой и другими технологиями искусственного состаривания древесины придают деревянному напольному покрытию шарм многовековой истории.
КОВАНЫЕ ГВОЗДИ. Века назад, когда массивную доску прибивали к основанию из деревянных лаг напрямую при помощи гвоздей, никто не предполагал, что в веке XXI этот анахронизм будут повторять намеренно для усиления эффекта старины отделочного материала. И так как раньше гвозди изготавливались без какого-либо участия промышленных станков, дизайнеры наших дней инкрустируют паркет шляпками именно кованых гвоздей. Подобное решение превосходно сочетается с интерьерами в стиле «кантри», усиливая ощущение простого и в то же время близкого к природе деревенского быта.
ТРЕЩИНЫ. Как известно, в процессе длительной эксплуатации дерево, особенно при резких регулярных изменениях температуры и влажности окружающей среды, способно трескаться по причине возрастающего внутреннего напряжения. Современные технологии позволяют получить подобные трещины при помощи особого воздействия на древесину в сжатые сроки двумя способами: пропилами при помощи специального оборудования и температурного воздействия в печах. Для сохранения эксплуатационных качеств деревянного напольного покрытия, а также для придания ему дополнительной эстетики, искусственно созданные трещины заполняются эластичным, но прочным герметиком чёрного цвета. В некоторых случаях герметик может обладать яркими и насыщенными цветами, привнося в интерьер уже не идею древности и традиций, а конструктивизм авангарда.
ХИМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВЕННОЕ СОСТАРИВАНИЕ. Не слишком распространённая, но имеющая место быть технология, при которой планки деревянного напольного покрытия подвергаются воздействию химических препаратов: различных кислот, аммиака или щёлочи. Древесина при этом темнеет, фактура меняется в сторону изношенности, появляется характерная синева. Применять данный способ обработки в целях безопасности следует исключительно высокопрофессиональным специалистам.
КРАКЕЛЮР. Техника состаривания лакированной поверхности, при которой имитируется растрескивание покрытия наподобие того, как это происходит на художественных полотнах с многовековой историей. В естественных условиях микро трещинки на лаковом слое образуются под воздействием солнечного света, перепадов влажностно-температурного режима в помещении и в некоторых случаях при нарушении технологии нанесении лака. В технологии обработки поверхности «кракелюр» при помощи специальных лаков и цветных пигментов имитируются трещины лакового покрытия, что при грамотном подходе гарантирует очень естественный внешний вид состарившегося покрытия.
СЛЕДЫ ИНСТРУМЕНТОВ. Напрямую не относящийся к состариванию эффект, но интуитивно отсылающий к временам, когда полы обрабатывались вручную с некоторым количеством соответствующих погрешностей. В качестве примера можно привести наносимые на поверхность деревянного напольного покрытия следы от пилы, якобы распиливавшей ствол дерева на отдельные доски, а также грубые следы от обработки поверхности досок рубанком. Подобные элементы дизайна идеально вписываются в интерьер, выполненный в стиле деревенского загородного дома. Сюда же можно отнести и неровную грубую фаску доски с варьирующейся шириной и глубиной.
СМЕШАННАЯ ШИРИНА. Ещё одним способом преподнести поверхность паркета в виде старых и изношенных полов является укладка досок с разной шириной. Подобная практика действительно существовала несколько столетий назад, когда говорить о единых стандартных геометрических размерах пиломатериалах не приходилось.
АНТИКВАРНОЕ СЫРЬЁ. Высшей ступенью в создании состаренных полов является их производство из действительно старой и подвергнувшейся испытанием временем древесины. В качестве материала для производства подобного паркета используют составные части старых построек: амбаров, складов, жилых домов и т.д. Одним из прорывов в этой области стало применение для производства полов древесины старых венецианских свай, отслуживших свой срок и обладающих явными признаками естественного старения древесины: потемневший цвет от постоянного контакта с влагой, следы от жизнедеятельности моллюсков и других обитателей каналов-улиц старой Венеции.
Как бы там ни было, мы всегда будем смотреть на прошлое с некоторой долей уважения, ностальгии и поклонения, что неминуемо будет сказываться на востребованности интерьеров с применением антикварных элементов или искусственно состаренных отделочных материалов.